Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

г.п. Междуреченский

 

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

                                           

 

Рабочая программа

по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста

для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

на 2015-2016 учебный год

Учитель-логопед: Погодина Аниса рафгатовна

 

Оглавление

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………..3

Пояснительная записка……………………………………………………………...4

1.      Цели и задачи Программы……………………………………………………....5

2.      Принципы и подходы к формированию Программы значимые для разработки и реализации образовательной и рабочей программы………………………………………….....8

3.      Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении и посещающих логопункт……………………………………………………………………..….........14

4.      Планируемые результаты освоения программы……………………………...18

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ…………………………………

1.      Организация образовательной деятельности…………………………………19

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………….

1.      Организация предметно-развивающей среды……………………………...…23

2.       Интеграция образовательных областей в логопедической работе………….25

3.      Содержание коррекционной работы…………………………………………..29

4.      Мониторинг……………………………………………………………………..31

5.      Литература………………………………………………………………………33

6.      Приложение №1

I.Целевой раздел

Пояснительная записка

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» (далее – МБДОУ детский сад «Сказка») разработана на основе:

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи

от 20 ноября 1989 года. ─ ООН 1990.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785).

11. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249.

12. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).

13. Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

14. Устава Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка»

  15. Лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югра  №1789 от 08.12.2014 г.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).

Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад «Сказка» является нормативным документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ.

1. Цели и задачи Программы

Содержание Программы направлено на реализацию целей и задач:

Согласно ФГОС ДО

Цель: Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Задачи, связанные с воспитанием и обучением дошкольников

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Согласно Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цель Программы в целом - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

 Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

• патриотизм;

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

В части, формируемой участниками образовательных отношений (согласно парциальным программам)

Цель: Расширение и углубление основного образовательного содержания, позволяющего удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал образования с учетом региональных особенностей.

Формирование представлений о родном крае

Цель: Формировать знания детей о природе Югорского края, его особенностях, экологических проблемах, особенностях населения, истории и культуре.

Задачи:

1. Продолжать развивать познавательные психические процессы и расширять объем знаний о родном крае, его природе, растениях и животных, благодаря активному включению ребенка в познание окружающего мира средствами туризма и краеведения.

2. Сформировать первоначальные сведения о природных богатствах края, традициях и быте коренных народов, их хозяйственной деятельности, прививая интерес к национальным играм и обычаям.

3. Формировать образные представления о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывая любовь и уважение к своей малой родине.

4. Воспитывать интерес к природе и бережное отношение к ней; любознательность, наблюдательность; чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Югорского края.

5. Развивать познавательные и творческие способности детей, познавательную активность, коммуникативное общение, экологическое сознание в процессе знакомства с малой родиной.

6. Учить, не только наблюдать явления природы, но и анализировать их, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

7.  Способствовать усвоению умений сохранить свое здоровье, проживая на Югорской земле.

Обучение грамоте

Цель: Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений.

Задачи:

1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова.

- Обучать детей звуковому анализу слов.

- Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.

- Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове.

- Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.

- Учить обследовать звуковую структуру слова.

- Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.

- Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.

2. Ознакомление со слоговым строением слова.

- Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

3. Ознакомление со словесным составом предложения. 

- Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.

4. Подготовка руки к письму.

- Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.

5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

 

2. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.

Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников МБДОУ) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие сорганизациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что МБДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Возрастная адекватностьобразования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка),опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией назону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего дошкольного возраста.

 

Данная программа предполагает в направлении «Познавательно – речевое развитие»  в образовательной области «Коммуникация» использование логопедической поддержки. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зави­сит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуж­даются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду  функционирует  логопункт. Содержание работы и организационные моменты логопункта закреплены Положением о логопедическом пункте, принятом на Совете педагогов и утвержденным руководителем.

Логопедическая работа в МБДОУ детского сада «Сказка» (деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) основана на использовании следующих программ:

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»;

- Н.В. Нищева «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР».

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы детского сада, отвечает Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Ра­бочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший до­школьный возраст) с нарушениями речи.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

 В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

Ø   выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

Ø  устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем);

Ø  развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

Ø    уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;

Ø  осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и  сотрудниками ДОУ.

Ø  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Ø  творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

Ø   вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Ø   уважительное отношение к результатам детского творчества;

Ø   единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

Ø   соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следую­щих принципов:

1)           принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;

2)           принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за со­бой развитие ребёнка;

3)           принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

4)           принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способно­стей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в реше­нии которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует бо­лее интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает по­нимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятель­ности в дальнейшем;

5)           принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возраст­ных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Дей­ствие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых зада­ний;

6)           принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закреп­ления формирующихся навыков;

7)           принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимо­действие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Характеристика контингента воспитанников

Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- фонетическое недоразвитие речи;

- общее недоразвитие речи – 3 уровень речевого развития.

При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации районного логопеда, психоневролога и последующим выполнением рекомендаций специалистов. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная спо­собность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного со­става языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудно­сти процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акусти­ческими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

•       заменой звуков более простыми по артикуляции;

•       трудностями различения звуков;

•       особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различе­ния звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмече­ны отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согла­совании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

- искаженное произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным ин­теллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов рече­вой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого  развития.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, дей­ствия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложе­ний. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последователь­ности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их суще­ственные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в разви­тии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляцион­ных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстрой­ствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолевают­ся. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Планируемые результаты освоения программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной програм­мы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он мо­жет приобрести в результате освоения Программы:

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий показатель развития интегративных качеств ребенка.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимо­действия со взрослыми и сверстниками»

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, вла­деет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрос­лыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудниче­стве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различ­ных видов детской деятельности.

Образовательная область «Коммуникация»

Пересказывает небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабуль­ным развитием действия.

Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различа­ет понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Нахо­дит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

•       ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет пра­вильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нор­мой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интона­цию;

•       ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями ра­ботать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звон­кие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положе­ние заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроиз­водит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

•       ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки зна­чений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной ре­чи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

•       педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем - логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, госу­дарстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обоб­щён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

        С учетом вышеуказанных приоритетных цели, задач и принципов разработана данная рабочая программа деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Сказка». Она  определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МБДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Реализация данной программы поможет достичь увеличения количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-7лет.

II.Содержательный раздел:

Содержание образовательной программы направленно на обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

В соответствии с ФГОС ДО Программой предусмотрено дифференцирование образовательных областей на тематические модули.

 

1.Организация образовательной деятельности

Эффективность логопедической работы определяется чёткой организа­цией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено специаль­ного времени для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 23 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения. Учитель-логопед берёт детей на свои занятия в любое время, кроме физкультурных и музыкальных занятий.

Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в микрогруппе (2-3 человека). Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность микрогрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития. Микрогрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими: общее недоразвитие речи; заикание; однотипность нарушения звукопроизношения.

 Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с детьми, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи. По мере формирования у детей произносительных навыков учитель-логопед может объединять детей в микрогруппы для автоматизации произношения. Продолжительность индивидуального занятия должна составлять не более 20 мин и микрогруппового – не более 25 минут.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:

индивидуальные - основная цель  - подбор комплексных упражнений, направлен­ных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негати­визм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

•   развитие артикуляционного праксиса;

•   фонационные упражнения;

•   уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко­слоговых сочетаниях;

•   вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

•   первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

микрогрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продук­ции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чу­жой речи. Для логопедической работы во время микрогрупповых занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение года пе­риодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каж­дого ребёнка. Состав микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

Задачи и содержание микрогрупповых занятий:

•   закрепление навыков произношения изученных звуков;

•   отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, со­стоящих из правильно произносимых звуков;

•   воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

•   расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

•   закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

Взаимодействие с педагогами ДОУ  и родителями

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в кор­рекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педа­гогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физиче­ской культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние ча­сы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно за­крепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в рабо­те взрослых участников образовательного процесса:

*   Психолог:

-       психодиагностика;

-       выявление компенсаторных возможностей;

-       тренинговые упражнения.

*Логопед:

-       диагностика, постановка и автоматизация звуков;

-       развитие фонематического слуха;

-       речевое и языковое развитие.

*Родители:

-       выполнение рекомендаций всех специалистов;

-       закрепление навыков и расширение знаний.

*Музыкальный руководитель:

-       элементы логоритмики;

-       постановка диафрагмально-речевого дыхания;

-       развитие координации движений;

-       музыкотерапия;

-       развитие общей и мелкой моторики.

*Воспитатель:

-       автоматизация звуков;

-       развитие фонематического слуха;

-       расширение словаря;

-       развитие связной речи.

*Инструктор по физической культуре:

-       развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;

-       интеграция речевой и двигательной функции;

-       развитие основных видов движения.

 

III.Организационный раздел.

 

1.Организация предметно-пространственной развивающей среды

1.    Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2.    Стол, 4 стульчика для занятий у зеркала.

3.    Комплект зондов для постановки звуков.

4.    Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

5.    Спирт.

6.    Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

7.    Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)

8.    Логопедический альбом для обследования речи.

9.    Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

10.  «Алгоритмы» составления описательных рассказов.

11.  Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

12.  Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.

13.  Предметные картинки по лексическим темам.

14.  Игры для совершенствования грамматического строя речи.

15.  Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

16.  Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.

17.  Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

 

2.      Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

 

Физическое развитие

Физическая культура

Развивать координированность и точность действий.

- пальчиковая гимнастика

- речь с движением

- физкультминутки

Здоровье

Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

- беседа

 

Речевое развитие

Коммуникация

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

- игровые ситуации

- мини инсценировки

 

Чтение детям художественной литературы

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.

Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках

- автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах

 

Познавательное развитие

Познание

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

- составление описательных рассказов

- автоматизация поставленных звуков в словах

- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия

- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

- пальчиковая гимнастика

 

Художественно эстетическое развитие

Музыка

Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок.

- дидактические игры и упражнения

Художественное творчество

Развивать графомоторные навыки.

- штриховка

Социализация

Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

-настольно-печатные дидактические игры

- автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

 

Социально-коммуникативное развитие

Труд

Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте.

- беседа

- автоматизация поставленных звуков в связной речи

- поручения

Безопасность

Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами.

- игры с мелкими предметами

- автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов)

- беседа

 

3.Содержание коррекционной работы

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи

-Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

-Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

 

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительный – 4-12 занятий;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-70 занятий;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 4-10 занятий.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

для всех звуков: “Забор”, “Трубочка”, “Улыбка”;

для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Кошка сердится”;

для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”;

для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”;

для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

 «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиоло­гическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

свистящие С, 3, Ц, С', 3'

шипящий Ш

сонор JI

шипящий Ж

соноры Р, Р'

шипящие Ч, Щ

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивиду­ально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу кроме выше перечисленных, включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);

II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот»,  «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»,

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», « Определи место звука в слове»;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам:  «Раз, два, три, за мною повтори»

Этап формирования звукового и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы»,

«Пирамидка»;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;

При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

1.        номинативный словарь;

2.        предикативный словарь;

3.        словарь признаков;

4.        числительные и местоимения;

5.        навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

1.        словоизменение;

2.        согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

1.        пересказ;

2.        рассказ по серии сюжетных картин;

3.        рассказ по сюжетной картине.

 

 

4.Мониторинг

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Мониторинг проводится в целях:

- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации;

-  определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно­-образовательного процесса;

-  качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полно­ценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;

-  развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и кри­тических ситуаций.

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по сле­дующим направлениям:

I      направление - работа со всеми воспитанниками. В рамках службы сопровождения

ДОУ.

II    направление - работа с детьми логопункта.

 

I  направление:

Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)

II    направление: С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посеща­ющие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся на логопункте.

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 9 по 23 сентября  и с 16 по 31 мая.

Цель обследования:

1.    Выявить детей, имеющих нарушения речи.

2.    Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.

3.    Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему ком­поненты:

1.      Фонематическое восприятие

2.      Артикуляционная моторика

3.      Звукопроизношение

4.      Сформированность звуко-слоговой структуры

5.      Навыки языкового анализа

6.      Грамматический строй речи

7.      Навыки словообразования

8.      Понимание логико-грамматических конструкций

9.      Связная речь

Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной речи детей Е.М. Косиновой и О.Б. Иншаковой.

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности де­тей логопункта заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга:

Приёмы диагностического изучения:

•   Сбор анамнестических данных

•   Беседы с родителями

•   Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре

•   Беседа с детьми

•   Беседа с воспитателями

Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту:

Диагностическая карта речевого развития дошкольников, занимающихся на логопункте МБДОУ детского сада «Сказка»

    См. Приложение №1 

1.      Литература

1.      Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетко - фонематическим недоразвитием. – М.: МГОПИ, 1993.

2.      Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3.      Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

4.      Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

5.      Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

6.      Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

7.      Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

8.      Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

9.      Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

10.  Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [л]. – М.: Айрис-пресс,2006.

11.  Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [р]. – М.: Айрис-пресс,2006.

12.  Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [с]. – М.: Айрис-пресс,2006.

13.  Нищева Н.В. примерная программа коррекионно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

14.  Нищева Н.В. Занимаемся вместе.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

15.  Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.

16.  Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

17.  Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

18.  Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Р. – М.: АРКТИ, 2004.

19.  Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Л. – М.: АРКТИ, 2004.

20.  Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Ль. – М.: АРКТИ, 2004.

21.  Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук С, З. – М.: АРКТИ, 2004.

22.  Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Ш, Ж. – М.: АРКТИ, 2004.

23.  Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

24.  Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми /8книг/ 2003

 План работы на 2015-2016 учебный год

учителя-логопеда МБДОУ детский сад «Сказка» Погодиной А.Р.

 

  Цель: Достижение позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

 Задачи:

 1.     Совершенствовать процесс коррекционно-развивающего обучения с внедрением эффективных форм работы, компьютерных технологий.

Повышать коррекционно-логопедическую компетентность педагогов посредством консультирования, проведения мастер-класса, практикумов, проектной деятельности.

    2.     Организовать работу с родителями по коррекции и профилактике нарушений речи с целью повышения мотивационно-ценностной направленности родителей на коррекцию речевого дефекта ребенка посредством проведения семинаров-практикумов, консультирования, просмотра занятий, родительских собраний, праздников «Говорилки», «Праздник чистой речи», проектной деятельности, употребление в работе картотеки игр и упражнений для детей, слабо владеющих русским языком..

 

 

Мероприятие

Содержание

Группа

Исполнитель

Сроки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обследование

Обследование детей старших и подготовительных групп с целью определения уровня речевого развития и выявление детей с речевой патологией.

Старшая, подготовительная

Логопед

Сентябрь

Обследование детей средних групп с целью определения уровня речевого развития и выявление детей с речевой патологией.

Средняя

Логопед

сентябрь

Фиксация состояния речевой деятельности

 

Старшие,

подготовительные группы.

Логопед

Сентябрь

 

май

Фиксация результатов дифференцированной диагностики уровня речи детей .

Старшие,

Подготовительные  группы

Логопед

Сентябрь

 

 

ПМПК в ДОУ

1.Предоставление  результатов обследования на ПМПк МДОУ

 

Логопед

Психолог

Инструктор по физкультуре

Мед.работники

По плану ПМПк

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающая работа

1.Комплектование логопункта

 

Старшие,

Подгот.группы.

ПМПК

Логопед

Сентябрь

2.Комлектование дополнительных групп и организации консультативной работы с детьми, не зачисленных на логопункт, через консультативную работу с воспитателями и родителями.

Старшие и средние группы

Логопед

 

В течение года

3.Углубленное изучение особенностей обучения детей с речевой патологией с целью определения причин речевых нарушений, планирование коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей детей.

 

Все возр.группы

 

 

Логопед

Психолог

В течение года

4.Разработка планов коррекционно-развивающей  работы с учетом индивидуальных особенностей детей.

Логопункт

 

Конс.группы.

Логопед

Психолог

Сентябрь

 

В течение года

5.Реализация содержания коррекционно – развивающего обучения на каждом из этапов при учете индивидуальных проявлений речевой неполноценности у детей логопункта.

Логопункт

Логопед

 

В течение года

6.Реализация содержания коррекционно – развивающего обучения на каждом из этапов при учете индивидуальных проявлений речевой неполноценности у детей, занимающихся консультативно

Конс.группы

Логопед

В течение года

7.Внесение изменений в планы коррекционно – развивающего обучения по результатам промежуточного обследования.

 

Логопед

Январь

 

 

 

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Погодиной А.Р.

 

день недели                

                                 вид деятельности

время

Фамилия имя ребёнка

Понедельник

Индивидуальные занятия

Подгрупповые занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные занятия

Подгрупповые занятия

 

 

 

 

 

 

 

8.00-8.20

8.20-8.40

9.00-9.20

9.20-9.40

9.40-10.00

10.00-10.20

10.20-10.40

10.40-11.00

11.00-11.20

11.30-12.00

 

15.20-15.40

15.40-16.00

16.00-16.20

16.20-16.40

16.40-17.00

17.00-17.20

17.20-17.40

17.40-18.00

 

 

Афонин Артур               ст.гр.№1

Баев Никита                    ст.гр.№1

Шестаков Артём            ст.гр.№1

Нестеров Матвей            ст.гр.№1

Самохвалова Кристина  ст.гр.№1

Абдулгалимова  Рада     подг.гр.№1

Авилова Аня                    подг.гр.№1

 Кардакова Ирина            подг.гр.№1

Калганов Андрей            подг.гр.№1

Давыдова Варя                подг.гр.№1

 

Краснопёров Дима          подг.гр.№1

Вискунов Никита            подг.гр.№1

Каратушин Матвей         подг.гр.№1

Кузьминых Ксения         подг.гр.№1

Куковин Матвей              подг.гр.№1

Нештенко Софья                подг.гр.№1

Подкорытова Варя          подг.гр.№1

Павлючкова Валерия      подг.гр.№1

Вторник

Индивидуальные занятия

    Работа с документацией

 

 

 

 

 

Пед час

Работа с воспитателями

Работа с методической литературой

Индивидуальные занятия

 

 

8.00-8.20

8.20-8.40

9.00-9.40

9.40-10.00

10.00-10.20

10.30-10.50

 

 

 

13.00-15.20

 

 

15.20-15.40

15.40-16.00

16.00-16.20

16.20-16.40

16.40-17.00

 

 

 

Плехова Влада                подг.гр.№1

Петров Рома                     подг.гр.№1

Давыдова Варя                подг.гр.№1

Рыбакова Саша                 подг.гр.№1

Рыбакова Глаша               подг.гр.№1

Семёнов Тимофей            подг.гр.№1

 

 

 

 

 

 

Серов Ваня                         подг.гр.№1

Циплёнков Саша               подг.гр.№1

Шадрина Милена              подг.гр.№1

Кикбаева Валерия             подг.гр.№1

Счетчиков Антон              подг.гр.№1

Среда

Индивидуальные занятия

Подгрупповые занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работа с документацией

 

 

 

8.00-8.20

8.20-8.40

9.00-9.40

9.40-10.00

10.00-10.20

10.20-10.40

10.40-11.00

11.00-11.20

 

11.30-12.00

            

 

Черанёва Ксения                         подг.гр.№1

Рякин Никита                              подг.гр.№3

Фронтальное занятие в ср.гр.31

Соколов Рома                               подг.гр.№3

Афонин Артур; Баев Никита           ст.гр.№1

Шестаков Артём; Самохвалова К.  ст.гр.№1

Нестеров Матвей                              ст.гр.№1

Тишков Алексей                               подг.гр. №3 

Свиридов Андрей                     подг.гр.№1

Четверг

Индивидульные и подгрупповые занятия  

 

 

 

 

 

                                            Работа с документацией

Подготовка и оформление речевых уголков

 

 Индивидульные занятия Подгрупповые занятия

 

 

 

Час консультации для родителей

 

8.00-8.20

8.20.8.40

9.00-9.40

9.40-10.00

10.00-10.20

10.20-10.40

10.40-11.00

       

        14.00-15.20

 

 

 

15.20-15.40

 

15.40-16.00

 

16.00-16.20

16.20-16.40

16.40-17.00

 

 

 Тишков Алексей                      подг.гр.№3

Шамирова Дана                        подг.гр.№3

Новосёлов Артём                     подг.гр.№3

Русских Дима                           подг.гр.№3

Кучин Женя                             подг.гр.№3

Пузырёва Арина                      подг.гр.№3

 Кайдало Кристина                   подг.гр.№3

 

 

 

 

 

Вискунов Никита; Кардакова Ира;Петров Рома; Серов Ваня              Подг.гр.№1

 Рякин Никита; Смирнов К.; Новосёлов А.; Русских Д.; Кучин Женя     Подг.гр.№3   

Куковин Матвей            подг.гр.№1

Павлючкова Валерия    подг.гр.№1

Кикбаева Валерия         подг.гр.№1

Пятница

Индивидуальные занятия

Подгрупповые занятия

Работа с документацией

 

 

 

 

 

Заполнение папок с домашним заданием

 

8.00-8.20

8.20.8.40

9.00-9.40

9.40-10.00

10.00-10.20

10.20-10.40

 

10.40-11.00

 

11.00-12.00

 

 Абдулгалимова Рада        подг.гр.№1

Калганов Андрей               подг.гр.№1

Фронтальное занятие в ст.гр.№1

Каратушин Матвей     подг.гр.№1

Нештенко Соня                 подг.гр.№1

Подкорытова Варя, Черанёва Ксения           подг.гр.№1

Рыбакова Глаша; Семёно Тимофей    подг.гр.№1

Комплексно-тематическое планирование 

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:

1) При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

2) Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

3) Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме.

Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать не оправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.

Комплексно – тематическое планирование 2 младшая группа

Тема месяца

Месяц

Период

Тема недели

Итоговое мероприятие

До свидания лето, здравствуй детский сад!

 

 

Сентябрь

1

Игрушки

Развлечение для детей, организованное сотрудниками детского сада с участием родителей.

2

Хлеб

3

 

Урожай

Овощи, Фрукты

 

Осень

 

 

 

 

4

Грибы, Ягоды

 

Праздник « Осень»

Выставка детского творчества

 

 

 

Октябрь

 

1

Дикие животные наших лесов

2

Перелетные птицы

3

Насекомые

Мой дом, мой город

 

4

Посуда

Сюжетно – ролевая игра по правилам дорожного движения.

5

Мебель

 

Ноябрь

1

Домашние животные

2

Транспорт

3

ПДД, Профессии

4

Мы живем в поселке

Я и моя семья

 

 

 

 

Декабрь

1

Моя семья, День матери

Неделя здоровья.

Спортивная семья.

2

Кто мы, какие мы?

Новогодний праздник

3

Новый год шагает по планете

Новогодний утренник

4

Зимние виды спорта

Зима

5

Животный мир зимой

Неделя здоровья

«Зимняя олимпиада»

Выставка детского творчества

 

Январь

2

Растительный мир зимой

3

Все профессии важны

4

Одежда людей зимой

День защитника Отечества

 

 

Февраль

1

Наша Родина

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

2

Наша Армия

3

ОБЖД

4

Комнатные растения

Праздник 8е марта. Выставка детского творчества

8 марта

 

Март

1

Мамин день

Знакомство с народной культурой и традициями

2

Народная игрушка

Фольклорный праздник.

Выставка детского творчества.

3

Фольклор

4

Цветы

5

Неделя детской книги

 

Весна

 

Апрель

1

Космос

Праздник «Весна». Выставка детского творчества.

2

Растительный мир весной

3

Животный мир весной

4

Труд весной 

 

Май

1

Неделя воинской славы

2

Животные жарких стран

Моя планета

3

Животный мир морей и океанов

Лето

4

Лето

Праздник «Лето».

 

Комплексно – тематическое планирование средняя  группа

Тема месяца

Месяц

Период

Тема недели

Итоговое мероприятие

День знаний

 

Сентябрь

1

Игрушки

Праздник «День знаний»

 

2

Хлеб

3

Урожай

Овощи, Фрукты

 

Праздник « Осень»

Выставка детского творчества

 

 

 

 

Осень

4

Грибы, Ягоды, Деревья леса

 

Октябрь

 

1

Дикие животные наших лесов

2

Перелетные птицы

3

Насекомые

 

Мой город, моя страна

 

4

Посуда, Электроприборы

5

Мебель

 

Ноябрь

1

Домашние животные

2

Транспорт

3

ПДД, Профессии

4

Мы живем в поселке

Я в мире человек

 

Декабрь

1

Моя семья, День матери

Открытый день здоровья.

2

Кто мы, какие мы?

Новогодний праздник

3

Новый год шагает по планете

Праздник «Новый год». Выставка детского творчества

4

Зимние виды спорта

Зима

5

Животный мир зимой

Неделя здоровья

Зимняя олимпиада. Выставка детского творчества

Январь

2

Растительный мир зимой

3

Все профессии важны

4

Одежда людей зимой

День защитника Отечества

 

Февраль

1

Наша Родина

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Выставка детского творчества

2

Наша Армия

3

ОБЖД

 

8 марта

4

Комнатные растения

 

Март

1

Мамин день

Праздник 8е марта. Выставка детского творчества.

Знакомство с народной культурой и традициями

2

Народная игрушка

Фольклорный праздник.

Выставка детского творчества.

3

Фольклор

4

Цветы

5

Неделя детской книги

 

Весна

 

Апрель

1

Космос

Неделя здоровья «В гости к солнышку»

Праздник «Весна». Выставка детского творчества.

2

Растительный мир весной

3

Животный мир весной

4

Труд весной 

День победы

 

Май

1

Неделя воинской славы

Праздник День победы. Выставка детского творчества.

 

Моя планета

 

 

2

Животные жарких стран

3

Животный мир морей и океанов

Праздник «Лето». Спортивный праздник. Выставка детского творчества.

Лето

4

Лето

 

Комплексно – тематическое планирование старшая  группа

Тема месяца

Месяц

Период

Тема недели

Итоговое мероприятие

День знаний

 

Сентябрь

1

Профессии сотрудников детского сада

Праздник «День знаний»

 

2

Хлеб. Сельскохозяйственные профессии

3

Овощи, Фрукты

Труд в огороде и саду

Праздник « Осень»

Выставка детского творчества

 

 

 

 

Осень

4

Грибы, Ягоды, Деревья леса

 

Октябрь

 

1

Дикие животные наших лесов

2

Перелетные птицы

3

Насекомые

Я вырасту здоровым

4

ЗОЖ, Кто мы, какие мы?

Открытый день здоровья.

5

Моя семья,

 

 

День народного единства

 

Ноябрь

1

Наша Родина

 

Праздник «День народного единства» Выставка детского творчества

2

Моя малая родина 

3

День матери

4

Транспорт

 

Декабрь

1

ПДД, Профессии

2

ОБЖД

Новогодний праздник

3

Новый год шагает по планете

Праздник «Новый год». Выставка детского творчества

4

Зимние виды спорта

Зима

5

Животный мир зимой

Неделя здоровья

«Зимняя олимпиада». Выставка детского творчества

Январь

2

Растительный мир зимой

3

Все профессии важны

4

Одежда людей зимой

День защитника Отечества

 

Февраль

1

Наша Армия

Праздник 23 февраля. Выставка детского творчества

2

Военные профессии

3

ОБЖД

 

Международный женский день

4

Комнатные растения

 

Март

1

Мамин день

Праздник 8 марта. Выставка детского творчества.

Народная культура и традиции

2

Народная игрушка

Фольклорный праздник.

Выставка детского творчества.

3

Фольклор

4

Цветы

5

Неделя детской книги

 

Весна

 

Апрель

1

Космос

Неделя здоровья «В гости к солнышку»

Праздник «Весна – красна». Выставка детского творчества.

2

Растительный мир весной

3

Животный мир весной

4

Труд весной 

День победы

 

Май

1

Неделя воинской славы

Праздник День победы. Выставка детского творчества.

 

Моя планета

2

Животные жарких стран

3

Животный мир морей и океанов

Праздник «Лето». Выставка детского творчества.

Лето

4

Лето

 

Комплексно – тематическое планирование подготовительная  группа

 

Тема месяца

Месяц

Период

Тема недели

Итоговое мероприятие

День знаний

 

Сентябрь

1

Профессии сотрудников детского сада

Праздник «День знаний»

 

2

Хлеб. Сельскохозяйственные профессии

3

Овощи, Фрукты

Труд в огороде и саду

Праздник « Осень»

Выставка детского творчества

 

 

 

 

 

Осень

4

Грибы, Ягоды, Деревья леса

 

Октябрь

 

1

Дикие животные наших лесов

2

Перелетные птицы

3

Насекомые

Мой город, моя страна, моя планета

4

ЗОЖ, Кто мы, какие мы?

5

Моя семья,

Выставка детского творчества

 

 

День народного единства

 

Ноябрь

1

Наша Родина

 

Праздник «День народного единства» Выставка детского творчества

2

Моя малая родина 

3

День матери

4

Транспорт

 

Декабрь

1

ПДД, Профессии

2

ОБЖД

Новогодний праздник

3

Новый год шагает по планете

Праздник «Новый год». Выставка детского творчества

4

Зимние виды спорта

Зима

5

Животный мир зимой

Неделя здоровья «Зимняя олимпиада». Выставка детского творчества

Январь

2

Растительный мир зимой

3

Все профессии важны

4

Одежда людей зимой

День защитника Отечества

 

Февраль

1

Наша Армия

Праздник 23 февраля. Выставка детского творчества.

2

Военные профессии

3

ОБЖД

 

Международный женский день

4

Комнатные растения

 

Март

1

Мамин день

Праздник 8 марта. Выставка детского творчества.

Народная культура и традиции

2

Народная игрушка

Фольклорный праздник.

Выставка детского творчества.

3

Фольклор

4

Цветы

5

Неделя детской книги

 

Весна

 

Апрель

1

Космос

Праздник «Весна – красна». Выставка детского творчества.

2

Растительный мир весной

3

Животный мир весной

4

Труд весной 

День победы

 

Май

1

Неделя воинской славы

Праздник День победы. Выставка детского творчества.

 

Моя планета

2

Животные жарких стран

3

Животный мир морей и океанов

До свидания, детский сад!

4

До свидания, детский сад! Здравствуй школа!

Праздник «До свидания, детский сад!»

Download
перспективный план работы с родителями.p
Adobe Acrobat Document 105.8 KB
Download
Адаптированная основная общеобразователь
Adobe Acrobat Document 1.0 MB
Download
Адаптированная основная общеобразователь
Adobe Acrobat Document 1.3 MB
Download
Адаптированная основная общеобразователь
Adobe Acrobat Document 1.1 MB
Download
мониторинг Погодина А.Р.2011-2012 учюгод
Adobe Acrobat Document 476.5 KB
Download
Мониторинг Погодина А.Р. 2015-2016 уч.го
Adobe Acrobat Document 248.5 KB
Download
Мониторинг Погодина А.Р. 2014-2015 уч.го
Adobe Acrobat Document 245.8 KB
Download
мониторинг Погодина А.Р. 2013-2014 уч.го
Adobe Acrobat Document 254.1 KB
Download
Мониторинг 2012-2013 уч.год Погодина А.Р
Adobe Acrobat Document 278.4 KB